Погода в Москве из Норвегии

Климат Москвы



Гидрометеорологическое издательство Ленинград 1969 г.

Монография содержит результаты многолетних исследовании климата Москвы. В ней приведены как общие климатические характеристики по сезонам и данным о вековых колебаниях климата, та к и подробные сведения о радиационном и световом режиме и его составляющих. Особое внимание в книге уделено влиянию Москвы как большого города на отдельные элементы климата: температуру, облачность, осадки, радиацию , освещенность, а так же на циркуляцию , загрязненность воздуха, прозрачность атмосферы и прочее.

Книга рассчитана на широкий круг специалистов: метеорологов, климатологов, географов, строителей, работников медицины, транспорта, градостроительства. Книга может представлять интерес и для широкого круга читателей, интересующихся природой города.

 

 Предисловие

Монография «Климат Москвы» была задумана коллективом авторов как исследование, выясняющее, насколько сильно изменяет фон климатических характеристик большой город, и не претендует на полноту, свойственную климатографическому изданию. В соответствии с поставленной задачей в работе рассматриваются некоторые особенности климата и даже теоретические вопросы, как правило, не находящие своего отражения в климатических описаниях.

Монография составлена так, что в части I дан основной фон характеристик климата и не затронуты вопросы влияния города. Если даже некоторые данные здесь получены по материалам наблюдений городской станции, то они не сопоставляются с пригородными. Часть II посвящена описанию характеристик климата, реже встречающихся в обычно издаваемых справочниках радиационных характеристик, среди которых имеются такие, как освещенность и ультрафиолетовая радиация. В конце разделов, для которых это оказалось возможным, помещены прямые или косвенные данные о влиянии города. Таким образом, эта часть является переходной к части III, в основном посвященной рассмотрению влияния большого города на его микроклимат, осадки и другие'явления, а также некоторым нестандартным характеристикам.

 В связи с тем что еще с 1 января 1963 г. в СССР введена Международная система единиц (СИ), которая должна использоваться во всей нормативной документации и научно-технической и учебной литературе, в настоящей монографии сделана попытка перехода к СИ. При введении новой терминологии коллектив авторов опирался на изданную в 1965 г. Гидрометеоиздатом книгу В. В. Кириллова «Международная система единиц измерений в метеорологии». Учитывая некоторую инерционность в мышлении широкого круга читателей, а отчасти и авторов, многие числовые данные даются во внесистемных единицах, однако итоговые данные при этом приводятся также в СИ. Дублирование данных представляется целесообразным в связи с тем, что переход па новую систему единиц еще не завершен и во многих изданиях числовые характеристики приводятся в старой системе.

Предисловие к монографии подготовлено А. А. Дмитриевым. Введение написано Н. П. Бессоновым. Монографию подготовили следующие авторы.

Часть I: гл. I, гл. II (§ 1, 2), гл. Ill (§ 1, 2) — Б. П. Шехт- ман; гл. II (§ 3) — Б. П. Алисов и В. Н. Сорокина; гл. III (§ 3, 4) — О. Б. Зворыкина; гл. IV (§ I, 2) — А. А. Дмитриев; § 3, 4 — Л. В. Клименко и Г. А. Ремизов.

Часть II: гл. I, § I, 3, 4, 5 и 6 — Б. В. Полтораус, § 2 (Содержание пыли, сернистого газа и сажи в атмосферном воздухе) — А. А. Дмитриев и Л. П. Упорова; § 2 (Влияние загрязнения атмосферы на прозрачность) — Г. М. Абакумова и А. А. Дмитриев; § 7— II — М. П. Гараджа; гл. II, § 1—5 — Т. В. Евневич, § б, 7 — А. А. Шостьина.

Часть III: гл. I, § 1 и 4, гл. II, § 1, 2 — А. А. Дмитриев; гл.1, § 2, 5, 6 — А. А. Дмитриев и Г. А. Ремизов; гл. II, § 5 — А. А. Дмитриев и Л. П. Упорова; гл. I, § 7 — Г. А. Ремизов, § 3 — Б. В. Полтораус; гл. II, § 3, 4 — Л. В. Клименко.

Ответственным за редактирование главы I, § 1, 2 главы II и главы III в части I является Н. П. .Бессонов, а остальной части монографии — А. А. Дмитриев. Н. П. Бессонов возглавлял коллектив авторов существовавшей до 1969 г. Метеорологической обсерватории УГМС центральных областей. Проф., д-р физ.-мат. наук А. А. Дмитриев возглавляет коллектив авторов метеорологической обсерватории МГУ.

Введение

Некоторые сведения о развитии г. Москвы и ее географическим положением.

 Первое упоминание о Москве как о городе относится к 1147 г. Археологические же раскопки говорят о том, что со временной Москве не менее тысячи лет.

Москва расположена в центре Московской котловины, представляющей собой, глубокий прогиб древних кристаллических пород осадочного происхождения, толщина которых под городом очень велика. Осадочные породы состоят из доломитов, известняков, гипсов и содержат много подземных вод. Более чем на 700 артезианских скважинах эксплуатируются подземные воды Москвы. Много воды откачивается временными и постоянными дренажными системами из недр городской территории при строительстве и освоении земель. Все это значительно понизило уровень артезианских и грунтовых вод, который оказался на 2—2,5 м ниже дна Москвы-реки.

 Современный рельеф Москвы в основном образован отложениями ледниковой эпохи, которые представлены двумя моренами, покрывающими часть территории города и его окрестностей, а также суглинками и песками межледниковых периодов.

 Значительное влияние на рельеф города оказала Москва- река, промывающая широкую долину с тремя надпойменными террасами. Особенно обширное пространство занимает самая высокая, расположенная на высоте 30—35 м над уровнем Москвы-реки, третья, самая древняя, надпойменная терраса, на которой находится большая часть городской застройки. Выше этой террасы на левом берегу Москвы-реки простирается моренная равнина, сливающаяся с песчаной равниной ледникового происхождения.

Москва лежит на стыке трех природных областей с различными по своему происхождению типами рельефа: Теплостанской «останцовой» ледниковой возвышенности, Мещерской песчаной низины и Клинско-Дмитровской моренной гряды.

За последние столетия рельеф территории Москвы сильно выровнялся сгладились крутые подъемы, засыпались овраги болота, русла речек и ручьев, поднялись низкие затопленные берега и пониженные участки.

 Юго-западная часть Москвы расположена на северной оконечности древней Теплостанской возвышенности, превышающей уровень Москвы-реки на 130 м. Крутой обрыв этой возвышенности к реке образует наиболее высокую часть Москвы - Ленинские горы.

 Ранее Москва имела густую речную сеть, типичную для моренных районов лесной зоны. На территории города насчитывалось до 150 речек и ручьев, общее протяжение которых превышало 200 км, при этом 60 из них имели постоянный сток в настоящее время большинство речек засыпано или взято в подземные трубы и лишь некоторые из них, главным образом на окраине Москвы, еще текут свободно (Сетунь с Раменкой, Филька и несколько других). 

Главная водная артерия столицы Москва-река очень сильно изменена человеком: она значительно расширена (на некоторых участках до 60— 100 м), обводнена, подперта системой плотин, углублена и превращена в современную судоходную речную магистраль. Протекая по городу, река делает много крутых излучин, что отразилось на планировке столицы.

Самым большим притоком Москвы-реки в черте города является Яуза, которая после реконструкции получила волжские воды, пришедшие в столицу по каналу им. Москвы, и снабдила ими Москву-реку. Сооруженные две плотины па Яузе значительно повысили уровень ее вод и сделали реку судоходной в нижнем течении от устья до завода «Красный Богатырь» Русло Яузы в низовье расширено до 25 м.

Созданные за последние десятилетия Химкинское, Клязьминское и Можайское водохранилища, а также образованный «Южный порт» столицы не только оживили ландшафт, но и оказали влияние на природные условия города.

В Москве до сих пор сохранилось около 200 прудов площадью зеркала примерно 200 км2, часть из этих прудов благоустроена.

Зональный тип дерново-подзолистых почв на территории Москвы давно заменен культурным слоем, мощность которого в пониженных местах достигает 20 м.

Современные лесные массивы Москвы в большинстве своем являются искусственными посадками, превращенными в парки и частично (еще до революции) застроенными домами дачного типа. Наиболее значительные лесопарки города находятся в северной части Москвы — Измайловский, Сокольники, Серебря ный бор, Покровско-Стрешневский. Непосредственно с северо- востока к городу примыкает настоящий лес — Лосиный остров. На юге столицы в долине Москвы-реки расположен Парк культуры и отдыха им. Горького, который переходит в зеленую зону Ленинских гор. 

Всего в Москве насчитывается примерно 100 парков и более 500 бульваров и скверов. Кроме того, зеленые насаждения имеются во дворах домов, вдоль проспектов, улиц и набережных, на кладбищах. Одновременно с застройкой новых районов города растет и площадь зеленых насаждений. В настоящее время она составляет около 23% всей территории города.

Площадь Москвы в 1917 г. составляла 176,9 км2, затем постепенно увеличивалась. В 1960 г. произошло резкое увеличение площади столицы за счет присоединения ближайших поселков и таких самостоятельных городов, как Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино. Территория Москвы к пятидесятилетиему юбилею советской власти составила 886,5 км2 .

Отличительной чертой планировки Москвы является ее радиально-кольцевая структура центральной части города с узкими улицами и переулками и сдвинутость застройки к северу от Москвы-реки.

Как наследие прошлого до сего времени в центре сохранились кривые и ломаные линии многих улиц и переулков, а па прежних окраинах еще заметны следы стихийно застраивавшихся промышленных районов, с беспорядочным размещением фабрик и заводов.

В предреволюционный период Москва по своей застройке представляла собой город контрастов — болышие многоэтажные каменные дома чередовались с маленькими особнячками, деревянные домики ремесленного и чиновничьего люда окружали огромные барские усадьбы, кирпичные рабочие казармы вклинивались в покосившиеся бревенчатые избы.

Крупное жилищное строительство в Москве началось с 1926 г. В районах Усачевки, Малых Кочек, Трехгорки, Дубровки и некоторых других выросли целые рабочие городки. За 50 лет Советской власти площадь парков и скверов выросла от 100 до 4540 га и на одного жителя столицы увеличилась в 10 раз — от 0,7 до 7,2 м2

В 1931 г. Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии принял решение о начале реконструкции столицы. Началась напряженная работа по составлению научно обоснованного плана реконструкции города, в соответствии с которым должна была в корне измениться планировка застройки города.

В 1935 г. ЦК партии и СНК СССР вынесли решение о Генеральном плане реконструкции Москвы, согласно которому сохранялась основа исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем упорядочения сети городских улиц и площадей.

К 1941 г. в Москве было построено несколько тысяч новых домов, но начавшаяся война приостановила выполнение Генерального плана реконструкции столицы. После войны строительство в Москве снова возобновилось.

В 1951 г. был утвержден новый план строительства Москвы. Появились новые крупные жилые массивы, районы и пр. Из этих районов особо значителен Юго-Запад столицы с прекрасными проспектами и широкими магистралями — Ленинским, Университетским, Ломоносовским, Вернадского и др. К этому району примыкают массивы новостроек — Черемушки, Зюзино, Беляево-Богородское. На юго-востоке города выросли массивы новых домов Волхонки — ЗИЛ, Чертанова, Нагатина, Кузьминок; на западе — Фили — Мазилово, Давыдково, Матвеевское; на северо-западе — Хорошево — Мневники, Химки — Ховрино’ Бескудниково, Дергунино; на севере — Медведково. Сильно изменил свой облик город Бабушкин, вошедший в черту Москвы. На месте небольших домиков дачного типа там возникли современные каменные многоэтажные здания. Быстро растут дальние окраины — Тушино, Кунцево, Перово и др.

Заметны изменения и в обжитой части города. Помимо высотных зданий, .построенных в последние десятилетия, в Зарядье появилась огромная, прекрасная современного стиля гостиница «Россия», в начале улицы Горького сверкает стеклами высотная гостиница «Националь», у Калининского моста раскрытой книгой возвышается здание Совета экономической взаимопомощи, а на развилке Волоколамского и Ленинградского шосссе воздвигнуто 25-этажное сооружение Гидропроекта.

Но самое значительное изменение в центре столицы — вновь проложенный проспект Калинина, который от начала до конца застроен высотными зданиями из бетона и стекла, создающими величественную картину облика современного города.

Новые районы коренным образом отличаются от старой части города не только своей архитектурой, но и планировкой. Широкие улицы и проспекты, большие расстояния между домами, ориентированными к солнцу, создают благоприятные условия для свободного доступа воздуха и света. Наличие больших массивов зеленых насаждений в районах новостроек делают их зонами комфорта.

Москва до 1968 г. делилась на 17 административных районов. Для географической характеристики Москвы Ю. Г. Саушкин [1] разделил столицу на пять экономико-географических районов (рис. 1).

 Рbс. 1. Схема расположения экономико-геогра­фических районов (а) и входящих в них административных районов (б) г. Москвы.

Центральный район, в который входят Свердловский, Бауманский, Кировский и Фрунзенский административные районы, занимает площадь (ограниченную Садовым кольцом) около 20 км2, что составляет 2,5% территории города. Это самая старая часть Москвы, где сосредоточены государственные и общественные учреждения, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, театры, музеи, редакции газет,, издательства, универсальные и крупные продовольственные магазины, большие рестораны.

В этом районе сравнительно немного промышленных предприятий. К числу крупных предприятий относятся большие типографии (1-а Образцовая, газеты «Известия» и Др.);несколько кондитерских фабрик и среди них крупная «Красный Октябрь»; текстильные и швейные фабрики, в том числе Краснохолмский камвольный комбинат; ряд средних по величине машиностроительных и металлообрабатывающих заводов.

Северный район, включающий в себя Первомайский, Куйбышевский, Дзержинский, Тимирязевский и Ленинградский административные районы, расположен, как и все остальные экономико-географические районы, между Садовым кольцом и кольцевой автодорогой. Площадь района примерно 300 км2. Это крупный промышленный район, с большими предприятиями: чугунолитейный завод им. Войкова, мельничный комбинат, два завода автотракторного оборудования, электрозавод им. В. В. Куйбышева, завод резиновой промышленности «Красный богатырь», часовой завод № 2, меховые, швейные и текстильные фабрики, кондитерская фабрика «Большевик», табачная фабрика «Ява» и др. В районе находится шесть из девяти московских железнодорожных вокзалов, ежедневная пропускная способность которых составляет около 600 тыс. пассажиров. В этом же районе находится Химкинский речной вокзал. На территории района размещены сортировочные станции Москвы, склады, элеваторы, мельницы.

Западный район, объединяющий Краснопресненский и Киевский административные районы площадью 150 км2, расположен по обе стороны извилистой Москвы-реки. Это старый промышленный район города с такими большими предприятиями, как хлопчатобумажный комбинат «Трехгорная мануфактура», с машиностроительными и металлообрабатывающими заводами, а также заводами, изготовляющими строительные материалы и детали сборных домов.

Юго-Западный район, в который входят Ленинский и Октябрьский административные районы, имеет площадь более 100 км2. Он делится Москвой:рекой на две неравные части. В районе немало крупных промышленных предприятий, таких, как станкостроительные заводы «Красный пролетарий», «Станкоконструкция», 2-й Государственный подшипниковый завод, Карбюраторный завод, завод «Каучук», текстильные фабрики, среди которых шелкоткацкий комбинат «Красная Роза», и др.

Юго-Восточный район включает четыре административных района: Москворецкий, Пролетарский, Ждановский и Калининский. Он занимает площадь около 300 км2. Это основной промышленный район Москвы, в котором расположены крупные заводы тяжелой промышленности — металлургический завод «Серп и молот», автомобильные заводы им. И. А. Лихачева V. малолитражных автомобилей, 1-й Государственный подшипниковый завод, электромашиностроительный завод «Динамо» им. С. М. Кирова, «Москабель», «Электропровод», электромеханический завод им. Владимира Ильича, «Фрезер», завод координатнорасточных станков, «Газоаппарат», «Компрессор», «Манометр», судостроительный и судоремонтный завод, электролитный завод и др.

На территории района выросли предприятия химической промышленности, легкой и пищевой промышленности, созданы заводы строительных материалов.

В пределах района находятся два железнодорожных вокзала— Курский и Павелецкий, несколько крупных железнодорожных депо, множество путей и сортировочных станций.

В целях совершенствования управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения, повышения роли местных Советов в решении задач хозяйственного и культурного строительства. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 ноября 1968 г. в Москве произведено изменение административно-территориального деления — вместо существовавших 17 районов образовано 29 районов: Бабушкинскнй, Бауманский, Волгоградский, Гагаринский, Дзержинский, Ждановский, Калининский, Киевский, Кировский, Красногвардейский, Краснопресненский, Куйбышевский, Кунцевский, Ленинградский, Ленинский, Люблинский, Москворецкий, Октябрьский, Первомайский, Перовский, Пролетарский, Свердловский, Советский, Сокольнический, Тимирязевский, Тушинский, Хорошевский, Фрунзенский и Черемушкинский (рис. 2).

За годы Советской власти территория Москвы постепенно одевалась каменным и асфальтовым покрытием. В настоящее время заасфальтированы не только центральные улицы, по и далекие окраины столицы. Открытый естественный грунт оставлен лишь в парках, садах, скверах и газонах.

Население Москвы в 1917 г. составляло 1854 тыс. человек и стало быстро расти с первых лет существования Советской власти. По переписи 1939 г. (в пересчете на границы Москвы 1961 г.) в столице уже проживало 4542 тыс. человек, а в 1959 г. ее население составило 6040 тыс. человек. В настоящее время Москва насчитывает более 6,5 млн. человек н по числу жителей принадлежит к крупнейшим городам мира, уступая лишь Ныю-Йорку, Токио, Шанхаю и Большому Лондону [1].

По плотности населения Москва занимает одно из первых мест среди больших городов земного шара. Средняя плотность населения в столице составляет 7 тыс. человек на 1 км2.

Распределение плотности населения по крупным экономикогеографическим районам выглядит следующим образом.

Самая большая плотность населения в Центральном районе, (50 тыс. человек на 1 км2). При этом надо отметить, что, помимо жителей этого района, сюда в дневное время стекается огромная масса людей, работающих в учреждениях, обучающихся в институтах, посещающих музеи и большие универсальные магазины.

 Схема административного районирования г. Москвы

Плотность населения в северном районе равна 7,3 ты.человек на км2, в западном -5,3 тыс., в юго-западном - 6 тыс., в юго-восточном -4,3 тыс. человек на 1 км2 [3].

С ростом территории и населения Москвы вырастет и ее внутри городской транспорт. особенно сильно развивается транспортное сообщение — метро, троллейбусное, автобусное, микроавтобусное (маршрутное такси), трамвайное (в том числе речной трамвай). Если в 1931 г. общественный транспорт состоял всего из нескольких сот машин, то в настоящее время в городе насчитывается 4720 автобусов, 1900 троллейбусов и 1500 трамваев. На линии города ежедневно выходит более 10 тыс. легковых такси и на 35 маршрутных линиях работают 290 маршрутных такси. При этом не только увеличивается число единиц каждого вида транспорта, но и значительно удлиняется протяженность маршрутов.

Так, в 1924— 1925 гг. протяженность автобусных маршрутов составляла 82 км, в 1940 г. 985 км, а в 1966 г. достигла 2685 км. Протяженность одиночных троллейбусных линий в 1933 г. равнялась 7 км, к 1940 г. она составляла 199 км, а в 1966 г. достигала 741 км.

Протяженность одиночных линий метро в 1935 г. была равна 31 км, в 1940 г. 77 км и в 1966 г. 335 км.

Наиболее интенсивным движением в столице является автомобильное. Помимо автобусов и такси, на улицах города с каждым годом становится все больше автомобилей личного пользования. Сильно растет парк грузовых автомашин — самосвалов, цементовозов, домовозов и др. Появились специальные поезда, которые перевозят на стройки Москвы строительные фермы длиной до 30 м.

Увеличивается поток специализированных машин для обслуживания торговых и бытовых учреждений: машины для перевозки хлеба, молока, рефрижераторы, цистерны для живой рыбы и т. и.

Кроме потока внутригородского транспорта, по улицам Москвы проходит много иногородних машин, доставляющих в столицу грузы и людей, а также следующих через город транзитом.

 Часть 1.

Глава I Общая характеристика климата г. Москвы  

Глава II Основные характеристики климата и погоды г. Москвы